Демонтаж двигателей автомобилей прошлых лет выпуска не представляет обычно больших проблем. Достаточно простые конструкции, карбюраторные системы питания, механические коробки передач, хороший доступ к агрегатам определяют, за некоторым исключением, небольшую трудоемкость работ. Из-за этого в литературе по ремонту вопросам снятия двигателя ранее не уделялось серьезного внимания — многие операции были очевидны и не требовали пояснений или применения специальных технологий. С появлением и широким внедрением в 80-х годах электронных систем управления, многоклапанных головок цилиндров, двойных распределительных валов, настроенных систем впуска и выпуска, гидроусилителей руля, сложных систем снижения токсичности выхлопа, автоматических коробок передач, поперечно расположенных многоцилиндровых двигателей (на автомобилях с передним приводом) ситуация существенно изменилась. Помимо значительного увеличения числа разъемов трубопроводов и электрических кабелей резко ограничился доступ к деталям и агрегатам, возросла трудоемкость работ.
Кроме того, для некоторых автомобилей потребовалась определенная технология, нарушение которой приводило бы к значительному затруднению или вообще невозможности выполнения демонтажа.
Прежде чем приступить к работе, следует убедиться в ее необходимости — некоторые неисправности двигателя, очевидно, могут быть устранены частичной его разборкой (снятие головки блока, поддона и т.д.). Снимать двигатель рекомендуется в следующих случаях:
любые неисправности в КШМ;
серьезные неисправности поршневой группы;
серьезные неисправности газораспределительного механизма, связанные с поломкой клапанов, повреждением головки блока и др.;
при серьезном затруднении частичной разборки, когда, например, сложно или практически невозможно снять поддон (некоторые полноприводные автомобили) или головку блока;
при большом объеме текущих ремонтных работ по двигателю с заменой поршневых колец, сальников и других деталей.
Некоторые механики опасаются снимать двигатель и предпочитают разборку двигателя на автомобиле, оставляя на месте практически только блок с коленчатым валом. Этого не следует делать, поскольку при большом объеме работ качественно собрать двигатель в подобных условиях нельзя, хотя бы только из-за невозможности обеспечить чистоту при установке деталей. Не следует также снимать двигатель «по частям» (сначала головку, а затем блок в сборе) — это нарушает технологию, увеличивает время работы и затрудняет последующую сборку (не будет ясно, в сборе с какими агрегатами следует устанавливать двигатель на автомобиль).
Таким образом, снятие двигателя требует определенных знаний и опыта. Ниже приводятся некоторые сведения по технологии демонтажа двигателей автомобилей различных схем, позволяющие избежать многих распространенных ошибок.