Замечание.
Для компенсации теплового расширения стержня клапана между кулачком распределительного вала и т
1000
олкателем клапана необходим зазор. Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,15–0,25 мм, а для выпускных клапанов – 0,30–0,40 мм. Зазор задается подбором толщины регулировочных шайб. Шайбы устанавливаются в нишу, расположенную на толкателях сверху. Чтобы удобнее было извлекать шайбы, на верхних кромках толкателей сделаны пазы.
Для компенсации теплового расширения стержня клапана между кулачком распределительного вала и т
1000
олкателем клапана необходим зазор. Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,15–0,25 мм, а для выпускных клапанов – 0,30–0,40 мм. Зазор задается подбором толщины регулировочных шайб. Шайбы устанавливаются в нишу, расположенную на толкателях сверху. Чтобы удобнее было извлекать шайбы, на верхних кромках толкателей сделаны пазы.
Совет.
Работу удобнее разделить на два этапа. Сначала измерить зазоры и рассчитать толщину новых шайб, а уже затем приобрести и установить новые шайбы.
Для выполнения работы потребуются:
– набор плоских щупов;
– приспособление для регулировки зазоров;
– микрометр (с пределом измерения 0–25 мм);
– пинцет.
Работу удобнее разделить на два этапа. Сначала измерить зазоры и рассчитать толщину новых шайб, а уже затем приобрести и установить новые шайбы.
Для выполнения работы потребуются:
– набор плоских щупов;
– приспособление для регулировки зазоров;
– микрометр (с пределом измерения 0–25 мм);
– пинцет.
Предупреждение!
Проверку и регулировку зазоров выполняют только на холодном двигателе (при температуре около +20°C).
Проверку и регулировку зазоров выполняют только на холодном двигателе (при температуре около +20°C).
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. «Крышка головки блока цилиндров двигателей 2111 и 21114 (8V) – снятие и установка, замена прокладки»).
3. Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. «Ремень привода ГРМ – замена»).
4. Медицинским шприцем или резиновой грушей удаляем остатки масла вокруг толкателей клапанов.
5. Устанавливаем приспособление для регулировки клапанов на шпильки головки блока цилиндров и закрепляем его гайками, которые крепили крышку головки блока цилиндров.
Рекомендация.
Существует несколько способов регулировки зазоров. Они отличаются порядком измерения зазоров у клапанов. В любом случае зазоры проверяются только при закрытых клапанах (их толкатели не поджаты кулачками распределительного вала). Если определить положение клапанов затруднительно, следует придерживаться приведенного ниже способа.
6.
Существует несколько способов регулировки зазоров. Они отличаются порядком измерения зазоров у клапанов. В любом случае зазоры проверяются только при закрытых клапанах (их толкатели не поджаты кулачками распределительного вала). Если определить положение клапанов затруднительно, следует придерживаться приведенного ниже способа.
6.
Вращая коленчатый вал по часовой стрелке, выставляем поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
1000
Замечание.
Коленчатый вал можно вращать накидным ключом на 17 мм (или на 19 мм) за болт крепления его шкива или большой шлицевой отверткой за зубья маховика. Для этого следует вынуть резиновую заглушку из отверстия картера сцепления.
7. Повернув вал из положения ВМТ на угол 40–50° (на 3 зуба шкива распределительного вала), щупами соответствующей толщины определяем зазоры в приводе 1-го и 3-го клапанов (при счете по порядку от шкива распределительного вала).
Замечание.
Щуп номинальной толщины должен слегка защемляться в зазоре между кулачком распределительного вала и регулировочной шайбой толкателя.
8. Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой, вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.
Щуп номинальной толщины должен слегка защемляться в зазоре между кулачком распределительного вала и регулировочной шайбой толкателя.
8. Если зазор не соответствует норме, поворачиваем толкатель пазом к себе. Приспособлением утапливаем клапан, удерживая толкатель от вращения отверткой, вставленной в паз. Фиксатором приспособления стопорим толкатель в нижнем положении.
10. По маркировке на шайбе определяем ее толщину. Если надпись стерлась, микрометром измеряем толщину шайбы.
11. Рассчитываем зазор новой регулировочной шайбы по формуле:
а) для впускных клапанов Z = Y + X – 0,2 мм;
б) для выпускных клапанов Z = Y + X – 0,3 мм;
где Z – расчетная толщина новой регулировочной шайбы, Y толщина снятой шайбы; X – зазор, определенный по щупу.
12. Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка расчетной (±0,05 мм).
13. Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз).
14. Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фик
1000
сатор.
15. Соблюдая последовательность, указанную в табл. 8.1, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.
16. Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем снятые детали в последовательности, обратной разборке.
Таблица 8.1
а) для впускных клапанов Z = Y + X – 0,2 мм;
б) для выпускных клапанов Z = Y + X – 0,3 мм;
где Z – расчетная толщина новой регулировочной шайбы, Y толщина снятой шайбы; X – зазор, определенный по щупу.
12. Подбираем новую шайбу, у которой толщина близка расчетной (±0,05 мм).
13. Устанавливаем новую шайбу в толкатель (маркировкой вниз).
14. Поджимаем толкатель приспособлением и удаляем фик
1000
сатор.
15. Соблюдая последовательность, указанную в табл. 8.1, проверяем и регулируем зазоры в приводе других клапанов.
16. Сняв приспособление для регулировки клапанов, устанавливаем снятые детали в последовательности, обратной разборке.
Таблица 8.1