ФОРМУЛА ДИЗАЙНА ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ
Специалисты, работающие в компании General Motors, называют тех, кто родился в 1946-64 годах, детьми “бэби бума” (их число оценивается в 78 миллионов человек); родившихся в 1965-76 годах – “поколением Х” (45 миллионов человек). И наконец, тех, кто появился на свет между 1977 и 1994-м именуют “поколением Y”. Их 70 миллионов. Дизайнеры, создающие современные автомобили, стараются говорить на языке поколения Y.
GENERAL MOTORS — ПЕРВЫЙ ШАГ К ДИЗАЙНУ
75 лет назад в General Motors был создан «Отдел эстетики и цвета» — первая в мире фирменная дизайнерская студия. Это был шаг к признанию автомобильного дизайна как серьезной области знаний. Сегодня в General Motors налажена целая индустрия дизайна — одних только ведущих стилистов в этой компании 120 человек! Это означает, что одновременно создается 120 различных моделей. Начиная с 50-х годов General Motors заявляет так называемые программные концепт-кары, задающие вектор стиля для будущих серийных моделей. В General Motors создан отдел перспективных разработок АРЕ (Advanced Portfolio Exploration), его возглавляет харизматический австралийский архитектор Джон Тейлор. На протяжении вот уже пяти лет АРЕ выдает целый веер концептуальных разработок. Многие из них ориентированы на молодежь.
Дизайнеры General Motors пытаются сегодня избежать известного конфликта физиков и лириков, то есть сгладить разногласия, возникающие во время создания новой модели автомобиля между инженерами и дизайнерами, дизайнерами и аналитиками рынка. Инженеры обязаны больше думать, как дизайнеры, а последние — как прогнозисты спроса. В свою очередь, специалисты, определяющие место новинки на рынке, не должны забывать о технологических проблемах.
АПОФЕОЗ РОСКОШИ И МОЩИ
Панели приборов четырех из семи «программных» концепт-каров General Motors оснащены многофункциональным жидкокристаллическим дисплеем. Посредством него водитель общается с автомобилем и окружающим миром. В Pontiac REV целых три дисплея. В небольшом спортивном Oldsmobile 04, которым компания как бы прощается с маркой «Oldsmobile», создана приборная панель Palm Pilot. В ней по краям полукруглого дисплея расположены десять кнопок, при помощи которых можно управлять всеми функциями автомобиля, не отвлекаясь от главного — вождения. О4 создан в сотрудничестве с известной туринской кузовной студией Bertone. Машина имеет агрегаты Opel Astra. У мощного утилитарного внедорожника GMC Terracross (двигатель V6 с рабочим объемом в 3,4 литра, длина — 4,2 метра) один дисплей заменил традиционный приборный щиток. Другой, управляющий кондиционером, навигацией и про
1000
чими второстепенными функциями, расположился на центральной консоли. Наконец, в роскошном внедорожнике Cadillac Vizon к оформлению приборной панели, в которой тоже не обошлось без дисплеев, приложил руку модный ювелирный дом Bvlgary. Vizon — это апофеоз роскоши и мощи. Он оснащен двигателем V8 объемом 4,2 литра, стабилизирующей системой шасси StabiliTrak, а длина его составляет почти пять метров.
И все это для четверых пассажиров!
ЛАИКРОВЫЕ СИДЕНИЯ С ГЕЛИЕВЫМ НАПОЛНИТЕЛЕМ
General Motors сегодня тесно сотрудничает со многими фирмами. Чтобы «узы» были прочнее, кооперация осуществляется на почве приобретения солидного пакета акций. Так, корпорация владеет 20% акций Fiat, 20% акций Subaru, 20% акций Suzuki, контролирует деятельность Isuzu (49% акций).
Доля в компании Subaru была приобретена американцами совсем недавно, что называется, «по случаю». Nissan, владевший этими акциями до GM, повел линию на затягивание поясов и избавился от Subary, как от балласта. И теперь мы видим концепт-кар Chevrolet Воrrero с полноприводной трансмиссией и силовым агрегатом Subaru! Кстати, General Motors становится лидером по производству полноприводных автомобилей. Недавно появились подтверждения того, что руководство корпорации одобрило-таки совместный проект с АвтоВАЗом по производству новой «Нивы» (журнал «2000» за июнь прошлого года). Так что вскоре в гамме моделей GM появится еще один внедорожник.
Технологические новации не заставляют себя ждать. В салоне спортивного полноприводного Pontiac REV вовсю применяется углепластик. Из него выполнены каркасы сидений, внутренние панели дверей, детали приборной доски. Сиденья имеют гелиевый упругий наполнитель, а в качестве обивки использован новомодный материал, так хорошо знакомый всем женщинам, — Lycra. REV рассматривается дизайнерами GM как прообраз «универсального солдата», способного показать себя и на асфальте, и на бездорожье. Он оснащен 3-литровым V6 мощностью 245 л.с. и трансмиссией, работающей как полностью в автоматическом, так и в «псевдоручном» режимах (когда передачи переключаются качанием рычага-джойстика), Полный привод контролируется электроникой. Необычно, что задние колеса больше передних, их диаметр — 20 дюймов против 19. И самое удивительное, что возраст Адама Бэрри, ведущего дизайнера Pontiac REV, — всего 24 года!
АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ВЫСОКИМ IQ
Если этот автомобиль — своего рода авантюра, хулиганство, то Buick Bengal воплощает на суперкомпьютерном уровне лучшие традиции этой «марки для людей с высоким IQ». Дизайнеры называют управление этим автомобилем «волнующим». Акцент в нем сделан на изысканную отделку, первоклассную музыкальную систему, нежнейшую кожу сидений. Из примет начинающегося века в машине присутствуют разве что 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия (при двигателе 3,4 литра V6] и система голосового управления второстепенными функциями.
И наконец, HUMMER — самый «грозный» внедорожник корпорации, на сей раз — в откровенно гражданской интерпретации. Он обозначен как Н2 SUT, что переводится как «Его Величество спортивно-хозяйственный пикап Хаммер-Второй». Машина действительно уже не бряцает оружием, разве что велосипеды в грузовом отсеке слегка погромыхивают. У Н2 6-литровый двигатель V8 мощностью 250 л.с, постоянный полный привод, встроенная навигационная система и… перископ на крыше с возможностью обзора на 360 градусов днем и ночью. В таком виде новый HUMMER пойдет в производство через два года. Так что, как видим, концепт-кары General Motors далеко не всегда остаются нарядными украшениями автомобильных выставок.