Автозвук. Субъективный подход.
Автозвук можно рассматривать с научно-популярной точки зрения. Читать журналы, общаться с такими же умными людьми на форумах, смотреть обзоры, слушать демо-кары и т.п.
В результате поставить себе в машину систему исходя из возможностей своего бюджета и жить с этим до какого-то момента, наслаждаясь чистейшим звуком, построенной звуковой сценой, глубоким мощным басом и прочими мелкими радостями жизни рядового любителя хорошего звука с машине.
Кстати, обычно вся эта лихорадка начинается с банального желания поставить новую магнитолу взамен старой плохой или отсутствующей вовсе. Ради этого человек заезжает в специализированное место, где его медленно, но верно в большинстве случаев делают зомби, начинающего учащенно дышать от звука пары характерных терминов типа «звуковое давление», «15-дюймовый саб», «пионер-пэ-девять» и т.д.
А ведь этого человека можно спасти. Нет, я не предлагаю ничего не ставить в машине по части звука, наоборот. Просто надо с самого начала успокоиться, вспомнить курс физики на уровне хотя бы школы (это для того чтобы хотя бы минимально понимать о чем вообще речь идет), привлечь логику и здравый смысл и за чашкой вечернего чая или чего угодно просто немного поразмыслить.
Меня лично данные размышления привели к некоторым достаточно неутешительным выводам, которыми хочу с вами поделиться.
О машине.
Вообще, чтобы появился звук, нужен, образно выражаясь, объем. В смысле какое-то замкнутое пространство с источником звука. Простой пример: если просто подуть – никакого звука не наблюдается, если также подуть в бутылочное горлышко – появляется всем знакомый свист. Лучше всего звучат правильные фигуры: куб и т.п.
Вспомните барабан. Нормальный такой цилиндр. Так вот, внутренний объем кузова автомобиля на идеальный для звучания похож примерно так же, как я на Спайдермена. То есть конечно есть над чем поработать и тогда хоть как-то может быть отдаленно… Хотя и этого нет. К тому же добавляется несимметричное положение основного слушателя – водителя. К звучанию раскиданных по машине источников звука добавляются скрипы обшивки, шум колес, двигателя, подвески, ну и плюс похабные мелочи вроде волновых наложений и т.п. Благо расположение фронтальных излучателей позволяет наплевать на минимальную разницу во времени, за которое звук от излучателя доходит до уха слушателя.
Всякие дифракционные наложения на самом деле тоже в большинстве случаев не сильно существенны. А даже если — существуют и вполне себе успешно функционируют такие приспособления, как процессоры с их временными задержками для каждого канала и фазовращателями, которые позволяют свести эффект несимметричного расположения динамиков в машине практически к нулю.
Но вот что делать с шумом? Пытаться минимизировать разумеется. Вибро- и звукоизоляция призваны снизить его влияние на звучание системы, но, разумеется, это не конечное решение. Тут возникает ре
1000
зонный вопрос: а как же знаменитые соревнования по качеству звучания? А кто сказал, что машина во время соревнований ездит? Она стоит. И двигатель у нее в большинстве случаев не работает хотя бы во время работы судей в салоне. Чтобы не отвлекать посторонними шумами от звука. Естественно, в таком случае, надо лишь правильно настроить систему и уничтожить все колебания обшивки в салоне, вызванные ее звучанием. Ну и поставить аккумулятор объемом побольше – ему ведь надо как-то питать без подзарядки батарею усилителей, головное устройство и все остальное, на что хватает фантазии инсталляторов.
То есть абсолютно не факт, что машина, выигравшая все соревнования по качеству звучания, двигаясь по обычной русской дороге (ну, Вы поняли) будет воспринята на слух так же хорошо, как во время тестовых прослушиваний. Более того, отдав несколько тысяч у.е. за крутую инсталляцию в именитой мастерской и насладившись результатом установки в их боксе во время приема работы, Вы вполне можете быть разочарованы при прослушивании любимой музыки уже по дороге домой.
Теперь о журналах. А что журналы? Журналы тоже люди пишут, им тоже есть надо. Большинство обзорных статей и тестов написаны либо в стиле «ах, это просто великолепно», либо «ну так себе, но в принципе все равно неплохо».
При этом на правой странице разворота, на котором та статья, обязательно реклама этого же продукта, замечали? Почему на правой? Научно подтвержденный факт: Ваше внимание сначала фокусируется на правой странице разворота, а потом уже на левой. Вообще вся реклама в журналах идет либо на весь разворот, либо на его правую часть. Этим давно и успешно пользуются рекламщики.
Но не будем о грустном. Допустим, что честные обозреватели честно сидят и тестируют все образцы продукции, которые к ним поступают. Но! Я слабо верю в то, для этого они подгоняют автомобиль, в котором данные экземпляры продукции установлены. Прослушивание идет на стационарных стендах (нет, я неправ? Обращаюсь к журналистам). Если речь идет о излучателях и с использованием студийных наушников или излучателей, если речь идет о головных устройствах. Тогда как вообще можно говорить о достоверности любого теста аппаратуры, если их тестируют даже не в машинах. Более того, как уже сказано ранее, спасибо дизайнерам автомобильных салонов, каждая машина будет обладать своим набором геометрических и прочих характеристик, непохожих на характеристики других машин, но при этом достаточно серьезно влияющих на звучание аппаратуры внутри машины. Очень заметно на качество звучания влияет (Вы не поверите) качество записи. Мало того, что эксперименты с mp3 могут существенно испохабить качественную студийную запись. Разницу все равно достаточно тяжело уловить, если не слушать оригинал и mp3 подряд друг за другом и сравнивать.
Те же журналисты из сферы автозвука очень часто при описании высоклассных систем оперируют термином «звуковая сцена», ее построение и т.п. По сути дела, это означает то, что в хорошо настроенной машине Вам будет казаться, что источники звука не распиханы по дверям и прочим багажным отделениям автомобиля, а расположены перед вами вместо лобового стекла. Особо изысканные авторы любят описывать собственные ощущение, что они, будто, своими глазами увидели, в каком порядке перед ними расположились музыканты, что контрабас сидит чуть сзади и т.п. У них профессионально хорошее воображение и большой опыт написания подобных статей, что ж добавить.
Для начала, вы представляете как делается электронная музыка? Нет там музыкантов живых, есть компьютер да пара синтезаторов, ну плюс варианты. Примерно то же самое происходит в современной студии звукозаписи. Каждый
1000
музыкант записывает свою фонограмму отдельно от других, пишется певец, потом все это дело умело сводится звукоинженерами студии в один трек и пишется на диски. Где там сцена, где отдаленный контрабас – ума не приложу. Об этом можно рассуждать, когда запись делается одновременно со всего ансамбля или оркестра, причем одним микрофоном. Иначе – нечестно. Но и это не главное. При выборе музыки в авто важно помнить, что слышите-то вы ее ухом, и ухо ваше услышит все, что вы ему предложите. А вот обрабатывает услышанное уже мозг. А мозг обрабатывает все в зависимости от личных пристрастий и многих других нюансов. Так что музыка в машине в первую очередь должна быть такой, чтобы нравилась она самому себе. И тогда уже можно говорить о том, что система в машине ПРАВИЛЬНАЯ. Потому что она устраивает того, кто ее больше всего будет слушать – хозяина машины